Время руководителяМатериалы студентам / Руководитель в системе управления торговым предприятием / Время руководителяСтраница 1
Попытки исследователей в сфере научной организации труда описать сущность и содержание деятельности руководителя посредством простого перечисления его функций не увенчались успехом. Дело в том, что в реальной деятельности руководителя любого уровня, чем бы конкретно он не был занят, все операции и функции руководства присутствуют одновременно. Например, если он в данный момент планирует коллективную работу, то в его деятельности одномоментно присутствуют коммуникативные функции: он принимает решения, кому что поручить, анализирует обстановку, прогнозирует последствия принимаемых решений, мотивирует и даже воспитывает подчиненных всем образом своих действий. При этом руководитель, конечно, несет ответственность за результаты своих решений и их отдаленные последствия.
Суть организации труда руководителя помогут понять фотографии из выдержавшей множество изданий книги Я.Перельмана «Занимательная физика», на которых муравьи тащат кусочек сыра в муравейник. Оказывается, эти «разумные» насекомые в своем коллективном труде действуют крайне неразумно: два муравья тащат сыр направо, три - налево, два вообще упираются и норовят толкать сыр назад, но большинство муравьев, повинуясь инстинкту, преодолевают сопротивление товарищей и действуют в направлении муравейника, а пока товарищи работают, два муравья забрались на кусочек сыра и на ходу закусывают.
На наш взгляд, это великолепная модель коллективной деятельности. Хотя на вопрос, где место руководителя, так и напрашивается ответ - на куске сыра, но в идеале руководитель должен отойти в сторонку, забраться на возвышение, указать прямое направление на муравейник, согнать тунеядцев, перевоспитать, научить неумелых, а когда сыр доставят к муравейнику - каждому по количеству и качеству работы раздать по кусочку. Собственно говоря, здесь описаны все функции управления совместной деятельностью, относящиеся к управлению по целям.
Многие руководители слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. При таком подходе они предпочитают:
1) правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;
2) решать проблемы вместо того, чтобы создать творческие альтернативы;
) сохранить средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;
) выполнить долг вместо того, чтобы добиваться результатов;
) уменьшать затраты вместо того, чтобы повышать прибыль.
К числу же основных организационно-структурных проблем управления временем руководителей относятся:
1. Недостатки планирования рабочего времени, как на внешнем, так и на внутреннем уровне.
2. Информационные проблемы (недостаток, плохое качество или несвоевременность информации; перегруженность коммуникационных сетей и др.)
. Нечеткость, противоречивость указаний.
. Проблемы контроля (недостаточный, неуместный, тотальный и др.)
. Недостаток полномочий.
. Недостаток профессионального опыта, квалификации.
. Дублирующие инстанции.
. Отсутствие дисциплины.
. Аритмия производства.
. Недостаток технического обеспечения.
. Эргономика рабочего места, офиса.
Безусловно, все проблемы управления временем требуют различных ресурсов и способностей для их разрешения. Они также оказывают различное по силе деструктивное влияние на организационную и управленческую деятельность. Одни проблемы руководитель может решить самостоятельно, другие - только проводя организационные изменения.
Необходимо отметить, что в настоящее время 40 - 60% рабочего времени руководителей затрачивается на выполнение таких функций, которые могли бы выполняться специалистами более низкой квалификации. Также довольно много времени обычно теряется на поиск необходимой информации, данных и документов.
Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни.
Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз:
Смотрите также
Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу "Менеджмент"
АВТОРЫ:
Э.
А. Уткин, д-р экон. наук, проф.; Е. JI. Драчева, канд. экон. наук, доц.; А. И.
Кочеткова, канд. экон. наук, доц.; JI. И. Юликов, канд. экон. наук, доц.
Сборник
ситуационных ...
Содержательные теории мотивации
Введение
Содержательные
теории мотивации связаны с идентификацией внутренних побуждений (потребностей),
которые заставляют человека действовать так, а не иначе, определяют структуру
...
Разработка инновационных мероприятий в соответствии с экономической характеристикой и конкурентоспособностью предприятия (на примере СХА "Михайловское")
Введение
Стратегический
менеджмент является быстроразвивающейся областью науки и практики управления,
возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Процесс
управл ...







