Лидерство, влияние и власть как социально-психологические аспекты
управленияМатериалы студентам / Социально-психологические аспекты управления персоналом / Лидерство, влияние и власть как социально-психологические аспекты
управленияСтраница 3
Основные теории лидерства
Таблица 1.2
|
Теория лидерства |
Характеристика теории |
Важнейший элемент лидерства | |
|
Качеств лидера |
Роль личности, одаренной лидерскими чертами, например, активностью, интеллектом, ответственностью, влиянием на сотрудников |
Лидер | |
|
Ситуационная |
Лидерство развивается согласно природе группы и ее задачам. Ситуация дает возможность выдвижения людей на лидерские позиции. Качества лидера производны от ситуации |
Ситуация, задача, группа | |
|
Личностно-ситуационная |
Лидерство является результатом взаимодействия между личностями, а группа - условием и механизмом достижения личностных и общих целей. Группа - это система взаимоотношений, которые выделяют лидера. Каждый оценивается другими по его способности удовлетворить потребности группы |
Группа | |
|
«Кредита доверия» |
В основе - личностно-ситуационная концепция, определение степени выбора свободы лидера. Кредит доверия - это неформальное право лидера на нестандартное поведение. Лидерство на основе соответствия ожиданий группы и социального статуса лидера. Периодическое смещение лидера по мере изменения ситуации и потери уважения последователей |
Ситуация, последователи | |
|
Случайностей |
Основана на соответствии качеств потенциального лидера особенностям ситуации |
Задача | |
Практически каждая функция менеджмента одновременно является и лидерской: планирование, организация системы управления, мотивация, регулирование, контроль. Но прежде всего лидерство обусловлено так называемыми связующими процессами, которые обеспечивают взаимодействие функций. К ним относятся процессы принятия управленческих решений и коммуникаций, а также технологии управления персоналом.
Наиболее важным критерием формирования и развития типологии лидеров в последние десятилетия стал стиль.
Французский ученый Э. де Боне выделяет следующие типы лидерства (таблица 1.3).
Типы лидеров и их характеристика
Таблица 1.3
|
Тип лидера |
Характеристика лидера |
|
Ведущие за собой |
Наиболее распространенный тип. К нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство - их естественное состояние. Но это не лидеры от рождения, лидерские качества приходят к ним с опытом |
|
Организаторы групп |
Основное качество - знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах |
|
Исполнители |
Самый рациональный и значимый тип лидеров. Их отличает собственная энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив |
|
Дипломаты |
Хорошо относятся к сотрудникам, могут отстоять свое мнение, используют диалоги и умеют разрешать проблемы с глазу на глаз |
|
Генераторы идей |
Ориентация на новые задачи, содействие передовому, интуиция, синтез знаний, самокритичность |
|
Продавцы идей |
Предприимчивость, свежий взгляд на уже знакомые факты. Контроль своих и чужих эмоций |
|
Синтезаторы |
Умеют выделить самое главное даже из очень большого объема информации, что позволяет им открыть нечто новое |
|
Разъяснители |
Умеют ясно объяснить последователям суть даже самой запутанной ситуации |
Смотрите также
Роль систематики в познании организации
Ведение
Организационные
процессы пронизывают все виды деятельности человека в экономической,
социальной, политической, духовной, идеологической, семейно-бытовой и других
сферах. Остр ...
Система управления качеством в организации и пути ее совершенствования (на материалах ОАО "Гомельский авторемонтный завод")
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это
обусловлено наличием конкурентной среды. Серьезная конкурентная борьба
обусловила в странах с развито ...
Содержательные теории мотивации
Введение
Содержательные
теории мотивации связаны с идентификацией внутренних побуждений (потребностей),
которые заставляют человека действовать так, а не иначе, определяют структуру
...







