Роль систематики в познании организации

Организационные процессы пронизывают все виды деятельности человека в экономической, социальной, политической, духовной, идеологической, семейно-бытовой и других сферах.

Роль руководителя в системе управления

Развитие отношений субъектов рыночной экономики требует современных подходов и форм к управлению персоналом. Термин управления персоналом возник в теории управления как дань важности выбора кадровой политики в случаях решений вопросов касаемо стратегии развития компании.

Разработка стратегии развития предприятия

Актуальность разработки стратегических планов развития для торгово-развлекательного комплекса «Континент» заключается в увеличении рентабельности, привлечении новых клиентов и повышению экономических показателей.

Разработка стратегии и структуры компании

В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции.

Разработка информационной системы офиса

Проблемы повышения прибыльности предприятия, эффективности работы персонала, создание оптимальной структуры управления волнуют любого руководителя. Им приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает их постоянно держать под контролем различные аспекты финансово - хозяйственной деятельности.

 

Структура и функционирование организации с позиций системного подхода
Материалы студентам / Роль систематики в познании организации / Структура и функционирование организации с позиций системного подхода
Страница 1

Социальная организация как система

Объектом нашего изучения являются организационные системы, т.е. системы, которым присуща функция управления (сознательная, целенаправленная деятельность) и в которых главными элементами являются люди.

Любая система, в набор элементов которой входит человек, называется социальной. Поэтому любую фирму, компанию, организацию следует рассматривать как социально-экономическую систему, так как важнейшими отношениями в них выступают социальные и экономические.

Говоря о социальной системе, будем представлять ее как динамическую систему, т.е. систему, изменяющуюся во времени. Как правило, это нелинейные системы, с нелинейными взаимодействиями и нелинейными законами развития, для которых имеет смысл использование понятия «траектория развития».

Происходящие изменения в системе накапливаются, в результате система теряет стабильность и переходит на другую траекторию и развивается дальше в других границах стабильности. Такую потерю стабильности в теории систем называют бифуркацией, а момент перелома траектории, или перехода, называют точкой бифуркации. Исходя из внешних и внутренних условий, конкретная система может проходить несколько состояний бифуркации, что в к4нце концов определит траекторию ее жизненного цикла. Несколько вариантов возможных траекторий развития некой сложной системы представлены на рисунке.

Рисунок. Множество возможных аттракторов и фактическая траектория развития системы: Q - один из основных параметров, характеризующих развитие системы; 1-6 - возможные траектории развития системы; А, Б - возможные варианты фактического развития системы

Рассмотрим вариант А. сходя из совокупности внешних и внутренних условий на момент зарождения системы, начало ее развития идет по траектории 5, но очень быстро происходят изменения каких-то важных параметров для ее развития во внешней или внутренней среде. Система вынуждена перейти на ближайшую к ней траекторию 4, соответствующую новым условиям. Какое-то время система более или менее стабильно развивается, но изменения, происходящие во внешней среде (например, товар или услуги, которые производит эта бизнес-система, перестают удовлетворять потребителя, или цены на сырье подскочили в несколько раз и т.п.), так быстро накапливаются, что управляющая подсистема не успевает принять своевременные, эффективные решения и бизнес-система скатывается вниз.

Совсем по-другому развивается система по варианту Б. Свой путь она начинает с траектории 2, но, сумев вписаться во внешнюю среду и оптимизировать внутренние процессы, она переходит на более высокий уровень организации и занимает траекторию 3.

Предвидя изменения, происходящие на рынке товаров, услуг или поставщиков, управляющая подсистема вовремя делает ставку на нововведения (новый товар, новую услугу) и не только остается на рынке, но и занимает более выгодную нишу. Предвидеть развитие бизнес-системы могут хорошо образованные менеджеры, умеющие системно мыслить.

При исследовании поведения социальных систем следует помнить, что любая рассматриваемая система всего лишь элемент некоторой другой, тоже нелинейной динамической системы. И эти системы, развиваясь по собственным законам, определяют многие свойства и обстоятельства развития своих подсистем.

Любая социальная система представляет собой некую целостность, у которой, как при эволюции любой нелинейной динамической системы, периоды спокойного развития, когда происходит медленное накопление изменений, сменяются периодом бифуркаций, периодом перехода из одного канала развития в другой. Таким образом, развитие социальной системы, как и любой другой сложной динамической системы, происходит по следующей схеме. До какого-то времени система эволюционирует по заданной траектории развития: происходит медленное накопление новых особенностей и в какой-то момент ее развитие теряет устойчивость или согласованность с развитием системы высшего уровня и происходит переход на новую траекторию развития.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Разработка конкурентной стратегии на рынке фитнес-услуг
Введение Красота и здоровье - вечные ценности, пожалуй, наиболее фундаментальные для человечества. Культ совершенного тела временами входит в моду, иногда теряет популярность, но нико ...

Реализация стратегии "Совершенствуй то, что производишь" в ОАО НК "Лукойл"
Введение Планирование стратегии развития организации дает возможность определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить глобальные тенденции рынка, понять, какие организ ...

Совершенствование режимов труда и отдыха работников фермерского хозяйства
Введение В течение последних 2000 лет большинство людей живут и работают, чередуя, рабочие и выходные дни. В начале 60-х годов прошлого столетия почти все развитые страны перешли на ...