Системы стимулирования персоналаМатериалы студентам / Системы оплаты и стимулирования персонала / Системы стимулирования персоналаСтраница 2
Для стимулирования работников обычно применяются такие наиболее распространенные и значимые доплаты, как доплаты за совмещение нескольких профессий (должностей); за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; выполнение обязанностей отсутствующего работника; рабочим за профессиональное мастерство; специалистам за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации; бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы. Выплачиваются также доплаты за выполнение обязанностей мастера учебных мастерских; руководство подсобным сельским хозяйством; ведение делопроизводства и бухгалтерского учета; обслуживания вычислительной техники.
Условия и размеры доплат регулируются предприятием самостоятельно. На предприятии должно быть принято специальное положение о введении той или иной стимулирующей надбавки. Доплаты и надбавки можно регулировать в отраслевом соглашении и соответственно отражать их в коллективных договорах, заключаемых на предприятии.
Доплаты и надбавки обычно устанавливаются в относительных размерах и корректируются при изменении тарифных ставок и окладов с учетом инфляции.
Премии
Доплаты и надбавки чаще всего вызваны особыми условиями работы конкретного работника. Премии же рассчитаны обычно на то, чтобы поощрить достижение на производстве какого-либо определенного результата. Доплаты и надбавки носят стабильный характер, премии - непостоянный. Премия чаще всего стимулирует результаты коллективного труда, а всевозможные доплаты и надбавки - персональной работы. Премия, которая установлена для всех, имеет более обширное поле действия, а потому часто (если судить по результатам труда) она эффективнее некоторых видов доплат, так как ее стимулирующее воздействие распространяется на весь коллектив.
В индустриально развитых странах премирование получило широкое распространение только в 70-80-х гг. ХХ столетия. Премии в этих странах приобретают все большую роль как средство преодоления двух основных недостатков традиционной для них системы оплаты труда, основанной на определении рыночной цены рабочего места:
· слабой величины вознаграждения, зависящего от результатов труда работника;
· отсутствия прямой связи размеров вознаграждения отдельного работника с результатами деятельности всего предприятия
Как правило, зарубежные компании выплачивают два основных вида премий [9, 258]:
1. По результатам работы всего предприятия в целом.
2. По результатам работы самого работника.
Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой премии представляют собой дополнительное вознаграждение, выплачиваемое работнику лишь в определенных случаях. По своему смыслу премия - это не ординарное вознаграждение, выплачиваемое работнику, а поощрение особых достижений.
В число основных элементов премиальной системы в России традиционно входят [13, с. 246]:
· стимулируемые задачи производства;
· показатели и условия премирования;
· размеры премий;
· источники выплат премий;
· круг поощряемых работников;
· период премирования;
· порядок начисления премий;
· максимальные размеры премий.
Конкретной формой выражения премиальной системы на российских предприятиях является «Положение о премировании». На практике премиальная система предприятия может иметь несколько положений, что определяется конкретными задачами и условиями стимулирования труда. Отдельный работник может премироваться по нескольким премиальным системам. Порядок и условия применения стимулирующих выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъектов Российской Федерации - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях финансируемых из местного бюджета - органами местного самоуправления. Утверждение положений о премировании производится администрацией предприятия по согласованию с соответствующим профсоюзным органом.
Смотрите также
Роль систематики в познании организации
Ведение
Организационные
процессы пронизывают все виды деятельности человека в экономической,
социальной, политической, духовной, идеологической, семейно-бытовой и других
сферах. Остр ...
Разработка рекомендаций по совершенствованию работы персонала суши-бара "Эдем"
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в
Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед
работниками кадровых служб предприятий ...
Разработка информационной системы офиса
Введение
Проблемы повышения прибыльности предприятия,
эффективности работы персонала, создание оптимальной структуры управления
волнуют любого руководителя. Им приходится принимать ре ...