Лидерство, влияние и власть как социально-психологические аспекты
управленияМатериалы студентам / Социально-психологические аспекты управления персоналом / Лидерство, влияние и власть как социально-психологические аспекты
управленияСтраница 1
управление персонал социальный психологический
Понятие интереса к лидерству в менеджменте персонала по своему характеру аналогично понятию интереса к качеству продукции в экономике.
Лидерство неотделимо от управления персоналом, сложившейся на предприятии ситуации, личности, коммуникаций.
Менеджмент - не только наука, но и искусство, практика, опыт. Такая неоднозначность отражается и на лидерстве: речь идет о формальном и неформальном лидерстве.
Природу лидерства часто определяют в связи со способностью влиять на сотрудников, чтобы побудить их работать на цели организации. Однако компетентность управленческих отношений не исчерпывается мотивацией. Еще более важно указать курс организации и наделить полномочиями ее персонал.
Обеспечить лидерство только мотивационными успехами руководителям сегодня не удается.
Достаточно вспомнить, что в качестве самостоятельных направлений деятельности существует менеджмент - ситуационный, конфликтный, кризисный, стратегический, инновационный, финансовый, проектный, инвестиционный и т.д.
Лидерство имеет отношение к каждому из них, но его природа наиболее тесно связана с менеджментом персонала. Она смыкается с феноменом руководства организацией, необходимостью активизации и развития персонала.
Управление персоналом и лидерство не синонимичны, но способность быть лидером - ключевое условие, чтобы стать менеджером. Суть лидерства состоит в наличии последователей.
Управление организацией включает формальное лидерство и деловую активность.
Лидерство связано с той частью менеджмента или управления организацией, которая относится к области управления персоналом, формирования его воли, стратегии, реализации намеченного и сохранения достигнутого (преимущественно социально-психологическая сторона управления).
Лидерство - это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей. Современный лидер обязательно стратег, но не исключается также и участие сотрудников в формулировке целей и принятии решений.
Деловая активность связана с той частью управления, где происходит решение задач планирования, организации системы управления, регулирования, управления ресурсами, технической подготовки производства (преимущественно организационно-техническая сторона управления, бизнес).
Деловая активность - это процесс формирования целесообразных технологических и информационных связей в форме организационных структур (матричная организация, линейная структура и т.д.).
Деловая активность ориентирована на создание структуры организации, которая определяется стратегией, целями. Лидерство ориентировано на создание условий для достижения целей и сами цели.
Организация - сложная, динамичная, открытая система. Принятие решений в одной подсистеме вызывает реакцию в другой. Поэтому лидерство и деловая активность - две стороны единого процесса руководства.
Современные определения лидерства многогранны и не отличаются единством подходов. Их можно в общем виде представить в таблице 1.1.
Основные направления лидерства
Таблица 1.1
Концепция |
Характеристика |
Приоритетные области и условия |
Лидерство на основе власти, силы (должности) |
Отношения власти «сверху вниз». Доминирование одного над другими. Отношения неравенства. Давление на подчиненных. Ориентация на достижение целей лидерства. Проблема наличия последователей. Преобладание принудительной власти над поощряющей. |
Вооруженные силы, хозяйственная деятельность в экстремальных условиях |
Поведенческая концепция |
Лидерское поведение - это действия по координации работы группы, например, распределение обязанностей, мотивация, критика |
Социальная сфера, экономика, свободная конкуренция |
Лидерство на основе техники групповой работы по достижению целей |
Лидером признается тот, у кого есть программа для всей группы и кто знает, как, какими методами или инструментами достичь результата при минимальных затратах ресурсов. Лидерство возникает из активного процесса взаимодействия людей в группе, эффективно действующий член группы становится лидером, потому что другие воспринимают его как человека, подходящего на роль лидера |
Хозяйственная деятельность в гибких адаптивных организациях |
Лидерство как влияние |
Лидером является тот, кто оказывает наиболее сильное влияние на других. Это лидерство благодаря межличностному влиянию или коммуникации. Чем больше сфера влияния, тем устойчивее поведение лидера. Каждый имеет свою степень влияния на поведение группы. Попытка изменить поведение других - это попытка лидерства |
Политическая сфера, хозяйственные системы |
Лидерство через убеждение |
Вместо искусства принуждения (управления) возникает знание человеческой природы и влияние на людей убеждением |
Политика, общественная деятельность. Религиозная сфера. Предпринимательство |
Лидер как достижение согласия |
Достигается максимальное сотрудничество при минимальных противоречиях. Лидер достигает повиновения, уважения и лояльности сотрудников путем достижения между ними согласия. Здесь выделяется нравственный аспект лидерства, который может служить оправданием администрированию и авторитаризму |
Все сферы деятельности человека |
Смотрите также
Реорганизация предприятия
Введение
Условия российского бизнеса рубежа XX - XXI веков,
характеризующиеся высокой динамичностью внешней среды, повышением
требовательности потребителей, усилением конкурентн ...
Современные подходы к управлению мотивацией персонала на предприятии
Введение
Коммерческий
успех любой фирмы и организации в условиях рыночной экономики невозможен без
слаженной работы персонала, без заинтересованности каждого отдельно взятого
работни ...
Система отбора и подбора персонала в обществе с ограниченной ответственностью
Введение
Совершенствование управленческой деятельности
любой организации является важнейшим фактором улучшения ее
конкурентоспособности. Управление организацией, это сложнейшая задача ...