Сущность и составляющие управления как научной категорииМатериалы студентам / Разработка проекта совершенствования организационной структуры управления торгового предприятия / Сущность и составляющие управления как научной категорииСтраница 2
· организация основного производства;
· организация обслуживающего производства;
· маркетинг.
По признаку воздействия на отдельные факторы производства можно выделить следующие аспекты организационной деятельности:
· управление персоналом;
· управление организацией труда и заработной платой;
· материально-техническое снабжение;
· организация финансовой деятельности.
Каждая специальная функция имеет в своем составе виды работ, соответствующие общим функциям.
На практике соотношение специальных и общих функций закрепляется в структуре управления. В зависимости от важности функций и конкретных объемов работ могут организовываться специальные подразделения и, наоборот, возможно объединение однородных общих функций по различным видам конкретной деятельности.
В последнее время в ряде работ акцент делается на такие две важнейшие функции менеджмента, как маркетинг и инновации [7, c. 38].
Маркетинг охватывает все сферы деятельности предприятия в той мере, в какой они влияют на реализуемость производимой продукции и услуг: от исследований и разработок до закупки сырья, производства, упаковки, транспортировки, продажи клиентам, обслуживания и т.п.
Понятие «инновации» включает проведение научно-технических исследований и разработку новых товаров и услуг, а также осуществление каких-либо изменений в стиле работы предприятия. Нововведения осуществляются, когда [26, c. 54]:
их уже требует рынок (маркетинговая концепция управления организацией);
разработан принципиально новый продукт (услуга), и встает задача вывода его на рынок (концепция «технологического проталкивания»).
Особенностью современного управления является обеспечение сбалансированности этих двух подходов к управлению организацией.
Формирование реальных схем управления организационной и хозяйственной деятельностью предприятий следует осуществлять исходя из принципов эффективного менеджмента, используя базовые положения законодательства. Практическая реализация этих задач осуществляется в рамках единого замкнутого процесса управления, включающего идентификацию, учет, оценку эффективности использования имущества предприятий, планирование мероприятий по повышению эффективности, оценку возможностей корпоративной поддержки планируемых мероприятий и реализацию мероприятий.
Необходимо отметить, что две ступени управления - внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом собственности - жестко связаны между собой единством внешней и внутренней сред фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное. Ее составляют [36, c. 108]:
- потребители;
- поставщики;
собственники;
наемные работники;
государство (общество);
конкурирующие фирмы;
уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма;
общая экономическая обстановка;
политическая обстановка в мире и регионе.
Очевидно, что деятельности основных сфер предприятия переплетены
и зависят друг от друга и от внешней среды. Таким образом, можно говорить о том, что управление деятельностью предприятия определяется двумя факторами:
- особенностью производственного процесса;
- характером внешней среды.
Современная тенденция состоит во все увеличивающемся значении второго фактора.
Все принципы управления организационной и хозяйственной деятельностью целесообразно сгруппировать в две группы: общие и частные.
Рассмотрим общие принципы управления.
Принцип применимости означает, что менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих на фирме сотрудников.
Принцип системности означает, что менеджмент охватывает всю систему, учитывая ее внешние и внутренние взаимосвязи, взаимозависимости и открытость собственной структуры.
Принцип многофункциональности означает, что менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда) и смысловые (достижение конечной цели).
Принцип интеграции предполагает, что внутри системы различные способы отношений и взгляды сотрудников должны интегрироваться, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры [24, c. 72].
Рассмотрим также частные принципы управления организационной и хозяйственной деятельностью предприятия.
Основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении деятельностью предприятия. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений [32, c. 164].
Смотрите также
Разработка стратегии АО "Костанайские минералы"
Введение
Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов
хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью,
определение стратегии, а так же упр ...
Совершенствование режимов труда и отдыха работников фермерского хозяйства
Введение
В
течение последних 2000 лет большинство людей живут и работают, чередуя, рабочие
и выходные дни. В начале 60-х годов прошлого столетия почти все развитые страны
перешли на ...
Рационализация системы управления ООО "Копейка-Поволжье"
Введение
Актуальность
темы исследования. Актуальность темы исследования определяется особенностью
функционирования отрасли продажи продуктов питания в экономической и социальной
сфер ...







