Понятие кризиса. Причины их возникновенияМатериалы студентам / Разработка предложений по совершенствованию антикризисного управления предприятием (на примере ООО "Метур") / Понятие кризиса. Причины их возникновенияСтраница 1
В настоящее время разработано несколько подходов к определению понятия кризиса. Некоторые авторы определяют кризис как нарушение, изменение в худшую сторону одного или нескольких параметров, характеристик какой-либо системы - человека, группы людей, организации, экономики, экологии, общества в целом. Другие современные авторы характеризуют кризис, как такое состояние организации, при котором она не способна жить дальше, не претерпевая некоторых внутренних изменений.[7]
Кризис (от греч. krisis - решение, переломный момент) - глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности.[6]
Кризисная ситуация - это состояние компании, когда оно не может работать достаточно эффективно, приносить ожидаемую прибыль собственникам и соответствовать ожиданиям сотрудников.[4]
Позиция современных экономистов в целом сводится к тому, что кризис на предприятии - это нежелательное развитие событий, которое, как правило, является следствием противоречия между потребностями и возможностями обеспечения нормального воспроизводственного процесса. С позиции масштаба кризиса (или степени поражения предприятия кризисом) различают производственный, коммерческий, управленческий, инвестиционный, финансовый (с выделением в его составе структурного, доходности), платежный и другие виды экономических кризисов.[15]
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
Причины кризисов:
финансово-экономическая ситуация в стране;
острая конкуренция;
непрофессиональное управление (ошибочные решения);
рискованное развитие (стратегия);
кризисное управление (создающее конфликты, кризисы);
сложная социально-политическая обстановка;
природные катаклизмы.
Большое разнообразие кризисов порождается огромным количеством причин. Антикризисное управление существует для того, чтобы, если возможно, избежать кризиса (предупредить его появление), а если это невозможно - ограничить развитие кризиса и смягчить его последствия.
В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Финалом завершения кризиса является либо восстановление платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, обеспечение его нормального функционирования и развития или его банкротство с соответствующей системой процедур, осуществляемых арбитражным управляющим под надзором кредиторов и арбитражного суда. Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, в конечном счете, могут привести к банкротству компании.
Таблица 1 - Возможные последствия наступления кризисного состояния организации
Позитивные |
Негативные |
Ослабление кризиса |
Усиление кризиса |
Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния) |
Переход к новому кризису |
Сохранение организации как юридического лица |
Ликвидация организации (распродажа имущества организации) |
Реструктуризация (преобразование) организации |
Смена собственника |
Банкротство - результат кризисного развития, при котором предприятие проходит путь от временной до устойчивой неспособности удовлетворять требования кредиторов и которое заканчивается, как правило, судебными процедурами.[15]
Смотрите также
Современные подходы к управлению мотивацией персонала на предприятии
Введение
Коммерческий
успех любой фирмы и организации в условиях рыночной экономики невозможен без
слаженной работы персонала, без заинтересованности каждого отдельно взятого
работни ...
Разработка проекта совершенствования организационной структуры управления торгового предприятия
Введение
Деятельность каждого предприятия складывается из многочисленных
аспектов: хозяйственной, коммерческой, финансовой, управленческой деятельности.
Формирование реальных ...
Система управления качеством в организации и пути ее совершенствования (на материалах ОАО "Гомельский авторемонтный завод")
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества. Это
обусловлено наличием конкурентной среды. Серьезная конкурентная борьба
обусловила в странах с развито ...