Сущность стратегического управления и его ключевые понятияМатериалы студентам / Разработка стратегии развития предприятия / Сущность стратегического управления и его ключевые понятияСтраница 1
Стратегическое управление или как его еще называют стратегический менеджмент - это деятельность, целью которой является достижение главных задач организации [1]. Термин «стратегическое управление» был введен в обиход в конце 60-х годов ХХ века для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.
Стратегическое управление опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Сама по себе стратегия - искусство планирования какой-либо деятельности (экономической, научной и др.) на длительную перспективу[1]. Благодаря определенной стратегии достигаются организационные задачи и цели.
Генри Минцберг - профессор менеджмента, выделял пять элементов стратегии:
§ стратегия как план;
§ стратегия как позиция;
§ стратегия как приём;
§ стратегия как паттерн действий;
§ стратегия как перспектива.
Стратегия необходима любой организации для того, чтобы чётко определить путь к намеченной цели. Поможет этому и определение миссии компании в процессе разработки стратегического управления, ведь не всегда своё предназначение до конца понимают сотрудники и руководители фирмы. Каково предназначение вашей компании? Разработаны ли долгосрочные цели вашей компании? Используются ли в должной мере инструменты управления? Эти и другие вопросы должен регулярно задавать себе каждый руководитель.
Стратегическое управление (менеджмент) - функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и действия компании[3]. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>.
К предмету стратегического управления можно отнести:
1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
В основном, проблемы стратегического управления возникают из-за действия внешних факторов. Для того чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно правильно определить какие факторы (политические, экономические, научно-технические, социальные и другие) оказывают большее влияние на будущее развитие организации.
Содержание стратегического менеджмента[3]:
· Анализ внешней среды фирмы
· Анализ её внутренней обстановки
· Формирование миссии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8> и целей <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D1%8C> фирмы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D1%80%D0%BC%D0%B0>
· Выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), фирмы
· Анализ портфеля диверсифицированной фирмы
· Проектирование организационной структуры
· Выбор степени интеграции и систем управления
· Управление комплексом «стратегия - структура - контроль»
· Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности
· Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании
· Совершенствование стратегии, структуры, управления
Функции стратегического менеджмента должны целенаправленно реализовывать руководители для достижения конкурентоспособной стратегии организации. Дальше эта стратегия должна осуществляться (воплощаться, материализовываться) в рамках инновационного, производственного и других видов функционального менеджмента. Стратегия должна давать ответ на следующие вопросы: каких нормативов по факторам конкурентоспособности необходимо достичь в определенный период, чтобы быть конкурентоспособным на конкретном рынке? как надо работать персоналу дальше, чтобы материализовать нормативы конкурентоспособности в конкретном товаре? каков прогнозный результат реализации стратегии?
Смотрите также
Сравнительный анализ американской и японской моделей менеджмента
ВВЕДЕНИЕ
Сравнительный анализ американской и японской систем
управления предприятием, обусловивших лидирующее положение этих стран в мировой
экономике последние несколько десятков лет ...
Разработка бизнес-плана фирмы ООО "PLAZMA"
...
Разработка ключевых показателей деятельности для целей бюджетирования
Введение
Актуальность темы
Финансовый кризис 2008 года продемонстрировал Российским руководителям,
что интуитивное ведение бизнеса может быть пагубным для предприятия. В свете
посл ...