Организация как система и объект управленияМатериалы студентам / Системный подход к менеджменту предприятия / Организация как система и объект управленияСтраница 1
Основными компонентами предприятий торговли являются:
потребности, предъявляемые со стороны покупателей и других участников деятельности предприятия (собственники предприятия, работники предприятия, поставщики, контактные аудитории, конкуренты и государственные регулирующие органы). Для нормального функционирования системы управления должны быть учтены и определенным образом сбалансированы интересы всех участников деятельности предприятия;
цели предприятия по удовлетворению потребностей участников предприятия и получению экономического и социального эффекта;
ресурсы предприятия (материальные, трудовые, финансовые, информационные);
средства достижения целей предприятия (собственно производимые товары и услуги и средства преобразования ресурсов в товары и услуги);
факторы и условия деятельности предприятия.
Предприятия рассматривается как система, которая создается и функционирует для удовлетворения определенных общественных потребностей. Общество накладывает на функционирование предприятия определенные требования и ограничения, которые проявляются в следующем:
Во-первых, тот факт, что предприятие создается для удовлетворения потребностей участников его деятельности, определяет необходимость установления соответствия между предъявляемыми потребностями и целями предприятия. Цели должны обладать свойством рефлективности по отношению к потребностям.
Цели в каждый момент времени рассматриваются как подвижные, производные от предъявляемых потребностей общества и самой организации.
Во-вторых, для предприятий эффективно и ценно использование не любых, а определенных средств достижения целей.
Средства достижения целей должны быть социально одобрены в данной общественной системе, и быть адекватными сформулированным целям.
В-третьих, должно быть обеспечено соответствие целей деятельности и достигнутых результатов. Любая организация - это целенаправленная система, которая является эффективной только в случае полного достижения целей.
В-четвертых, существуют общие требования к экономичности деятельности предприятия. Они предполагают установление определенного, одобренного обществом соответствия между полученными результатами и затратами на их достижение.
В-пятых, рассмотрение деятельности предприятия в неразрывной связи с условиями функционирования (внутренние и внешние условия).
Предприятия и организации рассматриваются как социально-экономическая система.
Социальной считается любая система, которая предназначена для человека или в состав которой входит человек. Теория организации выделяет социально-политические, социально-культурные, социально-экономические и другие виды организаций.
Наиболее общей целью социально-экономической организации является получение максимальной прибыли в интересах учредителей.
Социально-экономическая система имеет иерархическую структуру и обладает следующими признаками:
периферийность - различие элементов в пространстве;
гибкость;
устойчивость;
чувствительность к изменениям и быстрота реакции;
надежность прямых и обратных связей.
В социально-экономических системах существуют экономические и социальные связи между работниками.
К социальным связям относятся:
межуровневое управление;
межличностные отношения;
наличие общественных организаций и их отношение к человеку;
бытовые отношения.
К экономическим связям относятся:
материальное стимулирование;
Смотрите также
Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу "Менеджмент"
АВТОРЫ:
Э.
А. Уткин, д-р экон. наук, проф.; Е. JI. Драчева, канд. экон. наук, доц.; А. И.
Кочеткова, канд. экон. наук, доц.; JI. И. Юликов, канд. экон. наук, доц.
Сборник
ситуационных ...
Самоменеджмент в деятельности предприятия
Введение
Управление организацией в современных условиях представляет
собой сложную работу, которую невозможно выполнить успешно, руководствуясь
сухими заученными формулами. Сегодня ру ...
Система использования персонала организации
Введение
С развитием рыночных отношений управление персоналом становится
деятельностью, в сферу которой входит как сфера материального производства, так
и сфера духовной жизни. Благод ...







