Подходы к управлению качествомМатериалы студентам / Система управления качеством в организации и пути ее совершенствования (на материалах ОАО "Гомельский авторемонтный завод") / Подходы к управлению качествомСтраница 1
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством [15, с.158].
Управление качеством - это методы и виды деятельности, используемые для выполнения требований к качеству, направленные как на контролирование процесса, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования подразделений предприятия. При этом оно является оперативным управлением деятельностью предприятия по качеству.
Управление любыми процессами является круговым циклом: планирование - осуществление - контроль - управляющее воздействие. Процесс управления качеством продукции также можно представить как последовательность прохождения этих этапов. Цикл «планирование-осуществление, контроль, управляющее воздействие» обеспечивает постоянное отслеживание и повышение уровня качества продукции. Управление качеством продукции на предприятии организовывается на основе семи комплексов мероприятий (рисунок 1.1) [15, с.162].
Общее руководство качеством (стратегическое управление качеством) продукции включает в себя:
– политику, цели и ответственность руководства организации в области качества;
– планирование и управление качеством;
– обеспечение качества и его совершенствование. Обязанности по общему руководству качеством лежат на администрации всех уровней, а управлять им должно высшее руководство. Все остальные члены организации вовлекаются в общее руководство качеством.
Под обеспечением качества в рамках системной организации качества подразумевают выполнение функций системы качества.
Рисунок 1.1 - Цикл управления качеством продукции
Под системой качества подразумевают все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности, а также действия по предоставлению доказательств качества, необходимые для создания у потребителя достаточной уверенности в том, что поставщик будет выполнять требования к качеству. Обеспечение качества касается как внутренних, так и внешних целей по качеству.
Внутренние цели обеспечения качества создают уверенность у руководства в своей продукции, а внешние цели обеспечения качества - уверенность у потребителя или других лиц в качестве полученной продукции и услуг по ней.
В соответствии со стандартом ИСО 9001 на предприятии разрабатывается, документально оформляется и поддерживается в функциональном состоянии система качества.
Принципиальная схема построения и функционирования управления качеством на предприятии может быть представлена конусом управления качеством, как показано на рисунке 1.2 [15, с.165].
В данной схеме можно выделить четыре уровня управления качеством со своими задачами, функциями и областями воздействия:
– общее руководство качеством;
– системное обеспечение качества;
– оперативное управление, осуществляющее управление качеством на двух нижних уровнях технологического обеспечения и управления процессами.
В настоящее время в мире внедрение системного подхода к управлению качеством осуществляется в трех направлениях [16, с.189]:
– через системы качества, основанные на требованиях стандартов ИСО серии 9000;
– реализацией системы тотального управления качеством (ТОМ);
– через систему общего руководства предприятием.
Все формы взаимосвязаны, и значительная роль отводится активному использованию программно-целевых методов управления качеством.
Рисунок 1.2 - Конус управления качеством продукции
В целом политика в области качества может быть сформулирована на основе следующих принципов. Принцип открытости на всех уровнях - необходимое условие доверия. Он подразумевает одинаковый доступ к информации для всех без исключения изготовителей, органов государственной власти и потребителей, если эта информация относится к требованиям безопасности, стандартизации, методам испытаний или сертификации. Повышение конкурентоспособности - этот базовый принцип подразумевает устранение недостатков и усиление преимуществ продукции. С этой точки зрения политика качества является одним из стратегических элементов подхода, который существует наряду с политикой, определяющей деятельность организации в области исследований, развития, обучения персонала и т.д. Кроме того, политика в области качества направлена на стимулирование подходов, основанных на принципе использования человеческого потенциала как ключевого фактора, на гибкой интеграции различных национальных культур государств - членов сообщества. Одновременно эта политика призвана обеспечить улучшение производственного климата и взаимопонимания между руководителем и исполнителем путем формирования общих целей, направленных на улучшение стандартов и качества жизни.
Следующий принцип политики качества - это развитие и укрепление элементов (институтов) инфраструктуры качества и более тесное сотрудничество этих институтов и компаний, что сделает деятельность последних более эффективной и приспособленной к новым требованиям рыночной экономики. Пятый принцип базируется на реализации новой общей концепции качества. Новый подход к качеству - этот принцип означает формирование новой философии в стратегии управления фирмами, основанной на включении работников в процесс непрерывного улучшения всего производственного цикла и деятельности всех подразделений компании для удовлетворения запросов потребителей.
Смотрите также
Совершенствование методов управления в условиях рыночных отношений
Введение
Успех работы предприятия (организации, фирмы)
обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция
управления предприятием предполагает выделение из ...
Система управления ОАО "РЖД"
Введение
Очевидно, что эффективное использование трудовых ресурсов
предприятия является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности. Для
отдельного предприятия это означает: чт ...
Риски, связанные с портфелем ценных бумаг
Введение
На протяжении продолжительного периода истории в нашей стране
практически вся совокупность понятий, терминов и определений, относящихся к
рынку ценных бумаг, применялась глав ...