Роль систематики в познании организации

Организационные процессы пронизывают все виды деятельности человека в экономической, социальной, политической, духовной, идеологической, семейно-бытовой и других сферах.

Роль руководителя в системе управления

Развитие отношений субъектов рыночной экономики требует современных подходов и форм к управлению персоналом. Термин управления персоналом возник в теории управления как дань важности выбора кадровой политики в случаях решений вопросов касаемо стратегии развития компании.

Разработка стратегии развития предприятия

Актуальность разработки стратегических планов развития для торгово-развлекательного комплекса «Континент» заключается в увеличении рентабельности, привлечении новых клиентов и повышению экономических показателей.

Разработка стратегии и структуры компании

В настоящее время важнейшей проблемой руководства отечественных предприятий становится поиск путей в условиях усиления международной конкуренции.

Разработка информационной системы офиса

Проблемы повышения прибыльности предприятия, эффективности работы персонала, создание оптимальной структуры управления волнуют любого руководителя. Им приходится принимать решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает их постоянно держать под контролем различные аспекты финансово - хозяйственной деятельности.

 

Системный подход в теории организации. Эволюция понятия «система»
Материалы студентам / Роль систематики в познании организации / Системный подход в теории организации. Эволюция понятия «система»
Страница 3

Слова те же, но в такой их расстановке, в такой их связи появилось новое качество - смысл. Теперь они образуют систему. Само определение системы показывает нам одно из ее основных свойств: она состоит из элементов. Эти элементы принято называть подсистемами. В приведенных строках подсистемами являются слова. Но каждое из этих слов мы вправе считать самостоятельной системой. И тогда подсистемами слова будут буквы. По отношению же к процитированным строкам буквы будут под-подсистемами. Еще одно важное свойство систем заключается в том, что любая из них сама является частью какой-то, еще большей, системы. То же четверостишие является частью всего стихотворения. Стихотворение будет для этой цитаты подсистемой. Для слова надсистемой была бы фраза, для буквы надсистемой является слово. А фраза для буквы будет уже над-надсистемой, а стихотворение для буквы будет над-надсистемой. Такая многоэтажная структура носит название иерархии систем. Каждый «этаж» этой иерархии называют рангом систем. В нашем примере мы рассмотрели ранг стихотворения, ранг процитированного четверостишия, ранг слова и ранг буквы. Если бы понадобилось, то мы могли бы заметить, что процитированный отрывок состоит из четырех крупных подсистем - четырех фраз, т.е. выделили бы еще один ранг. В другом случае можно было бы отметить, что для букв может быть надсистемой слог, и только потом - слово, и т.д. Функции рангов не совпадают между собой. Таким образом, одно из важнейших понятий в теории систем - функция. Система приобретает свойство делать нечто, чего элементы делать не умели. Вот это и есть функция системы. Функция - это то, что система делает, то, ради чего она создана: буква создана, чтобы обозначать определенный звук - это функция буквы; автомобиль создан для того, чтобы перевозить - это его функция; министерство финансов создано для координации и контроля за денежными потоками и т.д.

Откуда же берутся функции систем? Кто задает системе функцию?

Функцию системы определяют ее надсистемы.

Кроме умения увидеть вертикальную составляющую системы (подсистемы, надсистемы), необходимо предвидеть и ее горизонтальную составляющую. Это линия времени, линия жизни системы. У каждой системы, на каждом ранге было свое прошлое и «есть» свое будущее. Опять-таки, это может быть видоизменение самой системы, а может быть смена функции. Многие процессы развития, происходящие в природе, в биологических, технических, социальных системах описываются внешне похожими кривыми, получившими название S-образных кривых. Системы не вечны: они возникают, переживают периоды становления, расцвета, упадка и, наконец, сменяются другими системами. Типичная история жизни системы показана на рисунке, где на оси абсцисс отложено время, а на оси ординат - один из главных показателей системы, в нашем случае - количество выпускаемого товара Q.

Рис. Типичная кривая развития системы во времени

Возникнув, новая система не сразу начинает массовый выпуск товаров: идет период «обрастания» системы необходимыми элементами, позволяющими реализовать главную функцию системы. Система эффективно развивается, ассимилируя множество усовершенствований как в технологии, так и в организации. С какого-то момента темпы развития замедляются. Обычно это происходит после возникновения и обострения противоречий между данной системой и другими системами или надсистемой (внешней средой). Некоторое время система продолжает развиваться, но темпы развития падают, следует исчерпание всех ресурсов, питающих развитие системы: старение технических принципов изделия, потеря потребителей и пр. В дальнейшем система может находиться долгое время без изменений (зона стабилизации) или быстро регрессирует. На смену системе А приходит система В.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Специфика принятия управленческих решений в сфере торговли и услуг
Введение Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в упр ...

Современные подходы к управлению мотивацией персонала на предприятии
Введение Коммерческий успех любой фирмы и организации в условиях рыночной экономики невозможен без слаженной работы персонала, без заинтересованности каждого отдельно взятого работни ...

Реорганизация предприятия
Введение   Условия российского бизнеса рубежа XX - XXI веков, характеризующиеся высокой динамичностью внешней среды, повышением требовательности потребителей, усилением конкурентн ...