Системный подход в теории организации. Эволюция понятия «система»Материалы студентам / Роль систематики в познании организации / Системный подход в теории организации. Эволюция понятия «система»Страница 3
Слова те же, но в такой их расстановке, в такой их связи появилось новое качество - смысл. Теперь они образуют систему. Само определение системы показывает нам одно из ее основных свойств: она состоит из элементов. Эти элементы принято называть подсистемами. В приведенных строках подсистемами являются слова. Но каждое из этих слов мы вправе считать самостоятельной системой. И тогда подсистемами слова будут буквы. По отношению же к процитированным строкам буквы будут под-подсистемами. Еще одно важное свойство систем заключается в том, что любая из них сама является частью какой-то, еще большей, системы. То же четверостишие является частью всего стихотворения. Стихотворение будет для этой цитаты подсистемой. Для слова надсистемой была бы фраза, для буквы надсистемой является слово. А фраза для буквы будет уже над-надсистемой, а стихотворение для буквы будет над-надсистемой. Такая многоэтажная структура носит название иерархии систем. Каждый «этаж» этой иерархии называют рангом систем. В нашем примере мы рассмотрели ранг стихотворения, ранг процитированного четверостишия, ранг слова и ранг буквы. Если бы понадобилось, то мы могли бы заметить, что процитированный отрывок состоит из четырех крупных подсистем - четырех фраз, т.е. выделили бы еще один ранг. В другом случае можно было бы отметить, что для букв может быть надсистемой слог, и только потом - слово, и т.д. Функции рангов не совпадают между собой. Таким образом, одно из важнейших понятий в теории систем - функция. Система приобретает свойство делать нечто, чего элементы делать не умели. Вот это и есть функция системы. Функция - это то, что система делает, то, ради чего она создана: буква создана, чтобы обозначать определенный звук - это функция буквы; автомобиль создан для того, чтобы перевозить - это его функция; министерство финансов создано для координации и контроля за денежными потоками и т.д.
Откуда же берутся функции систем? Кто задает системе функцию?
Функцию системы определяют ее надсистемы.
Кроме умения увидеть вертикальную составляющую системы (подсистемы, надсистемы), необходимо предвидеть и ее горизонтальную составляющую. Это линия времени, линия жизни системы. У каждой системы, на каждом ранге было свое прошлое и «есть» свое будущее. Опять-таки, это может быть видоизменение самой системы, а может быть смена функции. Многие процессы развития, происходящие в природе, в биологических, технических, социальных системах описываются внешне похожими кривыми, получившими название S-образных кривых. Системы не вечны: они возникают, переживают периоды становления, расцвета, упадка и, наконец, сменяются другими системами. Типичная история жизни системы показана на рисунке, где на оси абсцисс отложено время, а на оси ординат - один из главных показателей системы, в нашем случае - количество выпускаемого товара Q.
Рис. Типичная кривая развития системы во времени
Возникнув, новая система не сразу начинает массовый выпуск товаров: идет период «обрастания» системы необходимыми элементами, позволяющими реализовать главную функцию системы. Система эффективно развивается, ассимилируя множество усовершенствований как в технологии, так и в организации. С какого-то момента темпы развития замедляются. Обычно это происходит после возникновения и обострения противоречий между данной системой и другими системами или надсистемой (внешней средой). Некоторое время система продолжает развиваться, но темпы развития падают, следует исчерпание всех ресурсов, питающих развитие системы: старение технических принципов изделия, потеря потребителей и пр. В дальнейшем система может находиться долгое время без изменений (зона стабилизации) или быстро регрессирует. На смену системе А приходит система В.
Смотрите также
Российская система аккредитации
ВВЕДЕНИЕ
Согласно
Федеральному Закону «О техническом регулировании»:
Аккредитация
- официальное признание органом по аккредитации
компетентности физического или юридического лица ...
Социально-психологические подходы при решении задач управления конфликтными взаимоотношениями
...
Система управления ОАО "РЖД"
Введение
Очевидно, что эффективное использование трудовых ресурсов
предприятия является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности. Для
отдельного предприятия это означает: чт ...